Эксперты «За рулем» взяли на испытания как дорогие, так и дешевые «кроссовки»: немецкие, японские, наши и пять китайских. «Полувнедорожный» Centara Adventure A/T шел вне зачета.
На шинах размерностью 235/60 R18 с конвейеров скатываются и относительно «народные» Hyundai Santa Fe или Kia Sorento, и дорогущие Porsche Macan или Mercedes-Benz GLC. Но кто не хочет сэкономить, когда приходит время менять шины?
Участники
Самые дорогие покрышки в нашем тесте — немецкие Continental PremiumContact 6 и Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV — примерно по 11 тысяч рублей за штуку. На 20% дешевле Nokian Hakka Black 2 SUV питерского производства и Toyo Proxes Sport SUV из Японии — обе около 9 тысяч рублей.
Недорогая отечественная альтернатива — новые шины Viatti Bosco H/T за 5 тысяч рублей. За эти же деньги можно взять китайские покрышки Zeetex SU1000 vfm, Triangle AdvanteX SUV TR259, Rapid Ecosaver и Landsail LS588 SUV.
А еще есть шины Centara Adventure A/T — но при цене более 6 тысяч рублей они «полувнедорожные»: рассчитанные на эксплуатацию как на асфальте, так и на бездорожье. Берем их вне зачета, из любопытства.
Где и как тестировали
Для испытаний мы использовали полноприводный Mercedes-Benz GLC и высокоточный измерительный комплекс Vbox Racelogic, работающий со спутниками GPS и ГЛОНАСС.
За исключением покрышек Centara Adventure A/T, все испытуемые не имеют внедорожных амбиций и рассчитаны на использование на асфальте — поэтому все тесты мы проводили именно на дорогах с твердым покрытием.
Памятуя о разнообразии климатических зон России-матушки, тестовых сессий провели две. Первую — в условиях «обычного» лета, при температурах от 17 до 23˚ С — на высококлассном, одном из самых больших полигонов мира, немецком ATP.
А осенью повторили самые важные замеры тормозных свойств в прохладной Финляндии, на испытательной площадке фирмы Nokian Tyres. Там было всего 8–10 градусов тепла — не опасно ли ездить на летних шинах в межсезонье или холодными ночами? Хотя «холодные» результаты пошли в зачет с менышей значимостью, чем «теплые», поскольку такая погода случается нечасто.
«Холодные» тесты
Как мы уже отмечали в тесте «народных» 15‑дюймовых шин, при похолодании эффективность торможения обычно растет. Если испытания показывают обратный тренд — дело, скорее всего, в наличии в резиновой смеси хитрых присадок, улучшающих зацеп только при определенной температуре.
Когда холодает, сильнее всего ухудшаются тормозные свойства шин Toyo, перемещающихся с первого места в «теплых» замерах на сухом асфальте аж на шестое. Если дорога мокрая, низкие температуры заметно ухудшают зацеп трех участников — Toyo (падение с лидирующей позиции на четвертую), Goodyear (с четвертой на седьмую) и Triangle (с восьмой на последнюю). На них прохладными ночами, а особенно осенью, рекомендуем ездить осторожнее.
Но вот китайский Landsail при «похолодании» буквально прыгнул с пятого летнего места на второе (на мокром — с седьмого на третье), а Triangle — с восьмого до пятого места сухого рейтинга. Скорее всего, ненамеренно: просто их шинные смеси не имеют присадок, которые улучшают «держак» в жару, как у продукции более именитых компаний.
Взять, к примеру, шины Continental PremiumContact 6 — это образец стабильно высокой эффективности торможения. При похолодании вырывается в лидеры и на сухой, и на мокрой дороге. А ведь всего три года назад та же шина в размере 225/45 R17 в нашем тесте демонстрировала ухудшение тормозных свойств при похолодании. А теперь все проблемы исправлены — наглядный пример того, как производитель отреагировал на результаты наших испытаний и доработал шины.
Во всех упражнениях через каждые три зачетные шины мы возвращались к референсным (базовым) шинам для того, чтобы оценить, как изменилось состояние покрытия. Если все результаты «ложатся» один в один, пересчитывать итоговый протокол не требуется.
Проверка на комфорт
Покупая дорогой автомобиль, человек рассчитывает на то, что он будет комфортным. Меньше всего дорожного шума просачивается в салон Мерседеса, когда он катится на шинах Continental, Goodyear или Toyo. Логично, что больше всех давят на уши универсальные покрышки Centara — гудят разреженным протектором и повизгивают в поворотах. Но столь же громкого аккомпанемента от асфальтовых шин Viatti мы не ожидали — особенно сочно они озвучивают любые дорожные неровности.
И трясут Viatti сильнее всех! Даже «полувнедорожная» Centara A/T заслужила на полбалла более высокую экспертную оценку.
Хорошую плавность хода показали шесть участников: к именитым шинам Continental, Goodyear, Nokian и Toyo присоседились китайские Landsail и Triangle. Все они вполне близки к представлениям о мерседесовском комфорте.
А что с безопасностью?
Самое важное — эффективность экстренного торможения. Мы измеряем тормозной путь с 80 до 5 км/ч на мокром асфальте и со 100 до 5 км/ч — на сухом. Обратите внимание — не до полной остановки, чтобы на результаты замера не повлияла частичная блокировка колес, которую даже современная АБС допускает на малых скоростях.
На теплом сухом асфальте Мерседес лучше тормозит на Toyo. Самая низкая эффективность торможения — на покрышках Rapid: разница с лидером составляет почти 15%. Rapid обставляет даже полувездеходная Centara.
Холодная дорога приносит убедительную победу Conti. Хуже всех тормозят… опять Rapid и Centara A/T — у них одинаковый результат с отставанием около 10%.
На летнем мокром асфальте Toyo вновь тормозит увереннее всех. Последнее место среди шоссейных шин занимает всё тот же Rapid, уступая лидеру почти 30%. Это пропасть! Формально аутсайдером является и Centara A/T — но для универсальной шины ее результат неплох.
На осенней влажной дороге, как и посуху, эффективнее других тормозит Conti. Сильнее всех не любит холод и влагу Triangle — его результат на 13,5% хуже. Зато Centara A/T снова не сдается — хоть и на предпоследнем месте, но она обыгрывает Triangle на 4%.
А как в дождь?
Если воды на дороге много, появляется опасность аквапланирования. Какие шины всплывают раньше? Оценить это позволяют специальные ванны с тарированным слоем воды. Раньше всех (на скорости 82 км/ч) машину в залитом водой вираже начинает стаскивать на шинах Landsail. Дольше всех сопротивляется Nokian — вплоть до 93 км/ч. Разница — более 10 км/ч! Для реальных условий эксплуатации это много.
Дорожные манеры
На автобанных скоростях «за сотню» лучше всех держат прямую покрышки Continental. А вот шины Toyo наделяют Mercedes-Benz GLC пустоватой баранкой с нечетким «нолем» и рысканьем из стороны в сторону. Корректировку осложняют задержки в реакциях. Даже «атэшная» Centara получила меньше замечаний.
На извилистой трассе наиболее примерное поведение GLC продемонстрировал на шинах Continental, Goodyear и Nokian. На «полувездеходных» покрышках он неохотно входит в быстрые виражи, соскальзывая передком наружу, а углы поворота руля и задержки в реакциях значительно увеличились. Не понравились и шины Zeetex, лишающие GLC точности управления и информативности.
На мокром автодроме расклад изменился. Здесь самое четкое и прогнозируемое поведение Мерседесу обеспечивают шины Toyo. А вот напрягают и даже вызывают раздражение… нет, не универсальные шины Centara, а шоссейные покрышки Zeetex. На них Mercedes-Benz ведет себя буквально как корова на льду. На входе в поворот может неожиданно сорваться в снос передком наружу, или уже на дуге резко взбрыкнуть в сторону кормой. Во всех случаях скольжения оказываются долгими, будто на катке. Centara тоже грешит сносом и поздней стабилизацией, но не в таких масштабах.
Некоторые упражнения получается выполнить быстрее, если колеса вывезены прямо к тестовой площадке.
Проверка на расход
Оценивая экономичность, с особым пристрастием смотрим на универсальные покрышки Centara Adventure A/T. Много ли топлива «подъедает» разреженный рисунок протектора? Вы удивитесь: китайские шины A/T в городских условиях показывают такое же сопротивление качению, как чисто асфальтовые Toyo. А на шоссе Мерседес потребляет лишь на 0,1 л/100 км больше — в абсолютных величинах 5,5 и 7,7 л/100 км соответственно.
Влияние на расход топлива мы оцениваем по выбегу (свободному качению) автомобиля в диапазонах скоростей 100–80 и 70–50 км/ч. В лидерах по сбережению денег на топливо, и это сюрприз, - китайский Landsail: Мерседес расходует 7,3 литра на сотню при приведенной скорости 90 км/ч и 5,2 литра — при 60 км/ч.
ИТОГИ
Внезачетные шины Centara Adventure A/T, казалось бы, провалились. Сцепные свойства на асфальте — наравне с «бледным» Рапидом, хотя сопротивление аквапланированию благодаря широким канавкам протектора приличное. Управляемость, экономичность и уровень шума — обычные «болевые точки» универсальных шин, но всё же итоговые 809 баллов для полувездеходной шины — не самый плохой результат. Особенно если учесть, что на грунтовке такие покрышки отыгрывают своё. Но об этом как-нибудь поговорим отдельно, сравнив ее с себе подобными.
Rapid Ecosaver лишь девятый. Немногочисленные достоинства — поведение на сухой дороге, средний комфорт и относительная экономичность на скорости 60 км/ч. В пассиве — самые слабые сцепные свойства и проблемная управляемость на мокром покрытии. И — на 33% дороже справедливой цены!
* Здесь и далее. Разность «Справедливой цены» и «Средней цены», выраженная в процентах относительно первой.
Седьмое и восьмое место делят Triangle AdvanteX SUV TR259 и Zeetex SU1000 vfm. Это шины из категории «посредственных» (от 800 до 849 баллов). По комфорту и экономичности почти не различимы, но Triangle отличает сочетание приличного поведения и слабых сцепных свойств. У Zeetex наоборот — уровень зацепа средний, а противостояние аквапланированию отличное. Но вот управляется Zeetex хуже и опаснее всех.
Шестое место — Landsail LS588 SUV. Это единственный из пяти китайских комплектов шин, вошедший в категорию «хороших». Лидирует в экономичности, уверенно цепляется за холодный асфальт и вполне комфортен. Но осложняет курсовую устойчивость и управляемость на сухом покрытии. И больше других боится луж в повороте.
Пятое место — Viatti Bosco H/T. Для отечественного бренда пятое место — это успех. Эти шины недолюбливают лужи и не сильны в комфорте, зато недороги: экономия более 25% относительно справедливой цены.
6 место | 5 место | |
Марка, модель | Landsail LS588 SUV | Viatti Bosco H/T |
Cумма баллов, набранных в тесте | 857 | 858 |
Средняя цена в интернет-магазинах | 5550 | 4710 |
Экономия (+)* / переплата (-)* | 12 % (+) | 26 % (+) |
Страна изготовления | Китай | Россия |
Индекс нагрузки и скорости | 107V | 103V |
Индекс износостойкости (Treadwear) | н/д | н/д |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,5 | 7,7 |
Твердость резины по Шору | 60 | 72 |
Масса шины, кг | 13,6 | 14,3 |
Плюсы | Лучшие по экономичности, приличные по управляемости на мокром покрытии и уровню комфорта | Хорошие управляемость и устойчивость, средние тормозные свойства на мокром в холод и на сухом покрытии |
Минусы | Самое слабое сопротивление аквапланированию, сложные курсовая устойчивость и управляемость на сухом асфальте | Худший уровень комфорта, слабое сопротивление аквапланированию, торможение на мокром теплом асфальте |
Четвертое место занимает Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV, едва втиснувшись в группу «отличных» шин (у нас она начинаются с 900 баллов). Баланс характеристик ровен. В плюсах — комфорт на уровне Conti и Toyo. В минусах — снижение эффективности торможения на мокром покрытии при похолодании. Переплата относительно справедливой цены составляет более 20%. Дорого!
На третью ступеньку подиума взбирается Toyo Proxes Sport SUV. Это лидер по «зацепу» в теплых условиях, по комфорту и управляемости на мокром асфальте. Есть и слабости — сложности с курсовой устойчивостью и управляемостью на сухой дороге, а также нескромный аппетит. Вряд ли это удачный выбор для дальних поездок. Плохо то, что шины Toyo ослабляют хватку с понижением температуры.
4 место | 3 место | |
Марка, модель | Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV | Toyo Proxes Sport SUV |
Cумма баллов, набранных в тесте | 900 | 910 |
Средняя цена в интернет-магазинах | 10810 | 8950 |
Экономия (+)* / переплата (-)* | 21 % (-) | 6 % (+) |
Страна изготовления | Германия | Япония |
Индекс нагрузки и скорости | 103W | 107W |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 300 | н/д |
Глубина рисунка по ширине, мм | 8,0 | 7,1 |
Твердость резины по Шору | 74 | 70 |
Масса шины, кг | 12,0 | 14,4 |
Плюсы | Уверенно сопротивляются аквапланированию, понятно управляются, катятся плавно и тихо | Эффективность торможения в тепле, лучшая управляемость на мокром покрытии, высокий комфорт |
Минусы | Эффективность торможения на холоде ниже средней, завышенная цена | Средне тормозят на холоде, не экономят топливо, неуверенно держат курс и управляются посуху |
Чуда не произошло: по сумме баллов вперед вырвались именитые бренды.
Второе место — Nokian Hakka Black 2 SUV. Эти шины лидируют в противостоянии аквапланированию и в остальном сюрпризов не преподносят. Хакка особенно понравится тем, кто проживает в дождливых регионах. Ценник адекватен — налицо экономия в 8% относительно справедливой цены.Впереди — Continental PremiumContact 6. Хорошо сбалансированные шины. Continental лидирует в большинстве дисциплин, и только аквапланированию в поворотах сопротивляется чуть ниже среднего. А цена хоть и велика, но переплата сверх справедливой цены, определенной по нашей собственной методике, — всего 6%.
2 место | 1 место | |
Марка, модель | Nokian Hakka Black 2 SUV | Continental PremiumContact 6 |
Cумма баллов, набранных в тесте | 916 | 925 |
Средняя цена в интернет-магазинах | 9060 | 11070 |
Экономия (+)* / переплата (-)* | 8 % (+) | 6 % (-) |
Страна изготовления | Россия | Германия |
Индекс нагрузки и скорости | 107W | 103V |
Индекс износостойкости (Treadwear) | н/д | 280 |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,3 | 6,9 |
Твердость резины по Шору | 70 | 70 |
Масса шины, кг | 14,0 | 12,3 |
Плюсы | Наивысшая стойкость к аквапланированию, высокие тормозные свойства, надежная управляемость | Превосходная эффективность торможения, отменная управляемость, наивысший комфорт |
Минусы | Незначительные замечания по курсовой устойчивости | Сопротивление аквапланированию чуть ниже среднего |
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/928388-letnie-shiny-235-60-r18-test-za-rulem/