Познакомиться с реальным участником щекотливой ситуации, в которой выручили шины, а тем более узнать их точную марку и модель практически нереально. Чаще всего подобные истории обрастают невероятными подробностями и превращаются в гаражные байки. Но нам повезло. Такой водитель неожиданно нашелся среди сотрудников Научно-технического центра «КАМА» шинного комплекса KAMA TYRES, известного, в частности, по бренду Viatti.
Все, на первый взгляд, совершенно банально для России. Зима, вечер, заснеженная трасса, проходящая через лес, пара машин идущих в сотне метров друг за другом… и лось, выбежавший на дорогу и потерявшийся в свете фар. За рулем одного из этих автомобилей была наша сегодняшняя рассказчица. Все что она успела сделать - утопить педаль тормоза в пол. Когда стрелка спидометра застыла на нуле, первая мысль была о том, что неожиданной «встречи» удалось избежать. Вторая: «А не зря мы, все же, столько корпим над этими шинами…». Легковушка была на шипуемых Viatti Brina Nordico.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 2 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 2](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1335/650_d522f5c8b611721c3128c6bf92c4b441_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
В счастливом конце данного происшествия, помимо шин, множество моментов: от соблюдения водителем дистанции до настройки тормозной системы автомобиля. Да, конечно, некорректно говорить о том, что только конкретная марка и модель шин однозначно спасла ситуацию. Но ясно одно: «обувь» была по сезону и качественной. В нижнекамском НТЦ «КАМА», предприятии шинного комплекса KAMA TYRES, в это понятие вкладывают многое.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 3 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 3](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1336/650_844616ced00c8af59db8ae4b3bedd92e_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Линейку зимних шин Viatti проектировали параллельно с летней. Первоначально стояла задача создать шины для автомобилей среднего ценового сегмента: скоростных и маневренных, получивших в России немалую популярность. Потому было решено сделать унифицированный силовой каркас шины для лета и зимы. Чуть позже похожие решения были применены для внедорожного и легкогрузового сегментов. Такая схема позволила не только быстро переориентировать производство, но и сохранять конкурентоспособную цену продукта на рынке.
Есть и еще один нюанс. Каркас шины, или основа - то есть силовая часть покрышки пневматической шины изначально рассчитывался с большим запасом прочности, применительно к российским, далеко не идеальным дорогам. А еще с прицелом на то, что шинами у нас пользуются долго, почти до предельного износа рисунка протектора. Причем, чаще всего, имея единственный комплект дисков для зимы и лета.
На одном из участков огромной производственной линии предприятия шинного комплекса KAMA TYRES, которое мы недавно посетили, нам показали процесс изготовления бортовых колец. Тех самых элементов, отвечающих за плотное прилегание шины к диску и ее неподвижность на нем. Они формируются из стальной проволоки покрытой латунью и многократно обрезиненной специальной резиновой смесью. Процесс, между прочим, называют флиппированием. Так вот, помимо штатных нагрузок во время движения, бортовые кольца шин Viatti без проблем выдерживают десятки «переобувок».
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 5 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 5](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1336/650_02047bf07a6a125f148e1c6735e2c5b1_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Не меньшие нагрузки испытывают брекер шины и ее боковины. Технология их изготовления отрабатывалась годами, причем специалисты KAMA TYRES использовали не только свои ноу-хау, но и как принято в отрасли перенимали опыт ведущих мировых шинных компаний. В итоге для большинства шин Viatti остановились на оптимальной силовой схеме: каркас, состоящий из одного или двух слоев корда из полиэстера, и брекер имеющий два стальных, и один нейлоновый слой. Причем все нити слоев брекера располагаются под разными углами относительно друг друга. Такая технология обеспечивает максимальную прочность и стойкость к деформации на высоких скоростях. Естественно, все перечисленные компоненты от проверенных и сертифицированных поставщиков, в основном российских.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 6 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 6](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1337/650_c604abb306d115cc3e5b11d723a0d036_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
А вот боковине положены слои корда из полиэстера. Вполне логичным был бы вопрос: «А почему в ней нет металла? Ведь удары о бордюры и возникающие вследствие этого грыжи не редкость…». Дело в том, что если усилить легковую шину проволокой в зоне боковины, она, во-первых, утяжелится, во-вторых, будет чрезмерно жесткой и не обеспечит должный комфорт при эксплуатации автомобиля.
Впрочем, на KAMA TYRES выпускают и цельнометаллокордные шины для грузовиков, протектор которых можно двукратно восстанавливать. Но это отдельная, сугубо специализированная история.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 7 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 7](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1336/650_673b58eb45cacbbf2ea7c2d3c8cfbe64_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Самое главное помещение на заводе - цех резиносмешения. Новенький, модернизированный в 2018 году, сияющий желтой и зеленой краской - именно такие цвета выбрали сами сотрудники предприятия. Смесей, в составе которых натуральный и синтетические каучуки, сера, углерод, многочисленные пластификаторы, а для протекторов зимних шин и знаменитая силика, или попросту диоксид кремния, этот гигант производит не одну тонну. Включая базовые или маточные и финишные резиновые смеси - те, которые идут на формирование протекторной ленты.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 8 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 8](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1336/650_d7aeab7341500cc1d99f9015c673fff2_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Вообще резиносмесителей в цехе, который, по сути, является мини-заводом - три, каждый из которых произведен в Германии по самым современным стандартам. Суммарный объем выпускаемой проукции - 30 тысяч тонн в год.
В НТЦ «КАМА» считают, что идеальные шины по всем параметрам, будь то шипуемые или фрикционные, в принципе возможны, но каждая серийная зимняя модель - это компромисс. Если для летних линеек Viatti все проще: в чисто легковом сегменте - это работа шины на сухом и мокром асфальтах при положительных температурах, то зимние требуют особого подхода.
Помимо того, что эти шины эксплуатируются в условиях низких температур, а зачастую и их перепадов, протектору приходится справляться как с водой, так и снегом в рыхлом и укатанном видах, льдом… Которые зачастую могут присутствовать на асфальте в различных соотношениях. При этом разработчики повторяют, что особый силовой каркас для зимних шин не требуется. Нужен лишь правильный рисунок протектора вкупе с соответствующей резиновой смесью.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 9 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 9](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1337/650_d9fc258e0875f6b0c2afa171ceb76e4e_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Вся зимние шины Viatti изначально спроектированы на сохранение сцепных свойств и эксплуатацию в диапазоне температур от -45 до +10 градусов. Никакой предварительной подготовки, например, «обмять» шины на малой скорости во дворе, перед выездом на дорогу, не требуется. Завел двигатель и поехал. Шина будет работать сразу, даже если автомобиль провел несколько ночей на лютом холоде.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 10 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 10](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1337/650_04efee46cbca3682fd94dd62aa57c0ab_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Но дело не только в температурах, а еще осадках и состоянии дорог. Фрикционная или нешипуемая шина, как принято говорить на заводе, прекрасно справляется с асфальтом, рыхлым или плотно укатанным снегом. Рисунок протектора таков, что развитые блоки, разделенные широкими канавками рассчитаны на эффективную самоочистку. В то же время многочисленные ламели, благодаря эластичной резиновой смеси на основе диоксида кремния, разработанной специалистами KAMA TYRES, обеспечивают надежное сцепление в пятне контакта, если только под ним не голый лед. То есть, если автовладелец проживает на юге страны, в климате с мягкой зимой или в крупных городах с эффективными коммунальными службами - такие шины можно смело использовать.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 11 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 11](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1337/650_3884d530f59de1cd4cd2532a5f15d052_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Viatti в нынешнем сезоне предлагает три модели фрикционных шин или, в просторечии, «липучек».
Первая из них Viatti Brina для легковых автомобилей. В арсенале свойств асимметричный, традиционный для многих европейских брендов рисунок протектора, 31 типоразмер с посадочным диаметром от 13 до 18 дюймов, конструктивно обусловленное удаление воды и снега из пятна контакта, боковина переменной жесткости, подстраивающаяся под особенности дорожного покрытия.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 12 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 12](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1338/650_53710b08cf14535e153671bcbaf59e57_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Для кроссоверов и внедорожников существует модель Viatti Bosco S/T - представлена в 20 типоразмерах от 15 до 18 дюймов. С учетом вседорожного использования, сцепные свойства на рыхлом снегу, грязи, у Bosco S/T очень высокие, в соответствие с назначением автомобиля.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 13 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 13](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1338/650_d3aeb397a7ec7668b5c0e1cdd7a72991_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Для коммерческого транспорта предназначена шина Viatti Vettore Brina:13 типоразмеров от 14 до 16 дюймов - этого вполне достаточно, чтобы обеспечить потребности владельцев большинства микроавтобусов и легких грузовиков. От легковых моделей она унаследовала большое число ламелей и блоков, наиболее эффективных при снежной, мягкой зиме. В то же время рисунок протектора ненаправленный, грузовой, и, благодаря двухслойной конструкции, шина имеет повышенную грузоподъемность.
Для всех остальных регионов с частыми гололедами, чередованием оттепелей и снегопадов, да и вообще при частых выездах за город - лучше выбирать шипуемые модели. Состав резиновой смеси протектора в них несколько иной, нежели во фрикционных шинах. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью прочного удержания шипов.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 14 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 14](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1340/650_4c6bccc4c1fadb4ecf279fc3d3df7a41_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Вообще, мало кто себе представляет, что же такое шип в действительности, а уж тем более как он крепится в шине. Конструкций немало, но на KAMA TYRES применяется одна, оптимальная на инженерный взгляд, с цилиндрической твердосплавной вставкой. Нюанс в том, что корпус такого шипа может быть как алюминиевый, для легковых и кроссоверных шин, так и стальной - для легкогрузовых, что обусловлено повышенными нагрузками.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 15 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 15](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1338/650_69918c1c5ea120af7adae032f6605c5d_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Весь процесс придания шине «ершистого» вида на станках-полуавтоматах, а их в цехе несколько десятков, занимает пару минут. Станок работает по принципу знакомого многим пневматического ружья, только в качестве пулек используются шипы, которые непрерывно подаются в подобие ствола. Благодаря форме, напоминающей бокал на ножке с чуть расширенным основанием, шип надежно садится в гнездо, полученное при вулканизации шины.
Как и в случае с фрикционными зимними конструкциями, Viatti выпускает три шипуемые модели. Для легковых автомобилей это асимметричная Viatti Brina Nordico. При посадочном диаметре 13-18 дюймов у нее 31 типоразмер и в зависимости от каждого 88-105 шипов. Многие работники завода используют для личного транспорта именно этот вариант.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 16 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 16](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1340/650_6eb0770d2f34a69a41059ff6999d5959_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Еще один, обеспечивающий повышенную проходимость и курсовую устойчивость самому востребованному сегодня в России сегменту кроссоверов и внедорожников - Viatti Bosco Nordico. Обладая всеми характеристиками Viatti Bosco S/T шина, благодаря 102-128 шипам в зависимости от каждого из 20 типоразмеров, удерживает заведомо тяжелые автомобили даже на ледяной корке. По словам сотрудников завода при разработке данной модели использовался скандинавский опыт.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 17 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 17](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1339/650_9965c2f9099a1b034ab66c344d498c94_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
На микроавтобусах и легких грузовиках шипуемую резину увидишь не часто. Тем не менее завод предлагает и такой вариант. Viatti Vettore Inverno рекомендуются при междугородних перевозках, а также в местах где не используют химические реагенты для борьбы с гололедом. В линейке 13 типоразмеров от 14 до 16 дюймов.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 18 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 18](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1339/650_786bf82432fecac6c99d1e46b105985b_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
После ошиповки способности протектора удерживать автомобиль даже на наледи заметно возрастают. Что, в общем-то, и произошло в случае с сотрудницей НТЦ «КАМА». Только следует помнить, что чем меньше износ у зимней шины, тем эффективнее она работает. Возраст и пробег не щадит даже самую качественную продукцию. Лишенные шипов блоки, как правило, от излишне активных стартов и торможений, и протектор, изношенный до глубины рисунка в 4 мм, едва ли окажут какую-либо помощь в критической ситуации.
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 19 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 19](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1339/650_138c817db30a030aca87b6c43a8c6c1d_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Но есть и принцип «разумной достаточности». В мегаполисах со снегоуборщиками, в южных районах страны, в местах, где снег не превращается в лед, шипуемые шины едва ли нужны. Со снегом и мокрым асфальтом прекрасно справится агрессивный протектор и его мягкие ламели. Более того, шипы в случае с асфальтом не только быстро сотрутся, но и удлинят тормозной путь. Не говоря уже о том, что происходит усиленный износ дорожного полотна. Вам еще не надоели ежегодные перекладки асфальта в городах?
![Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 20 Зима, протектор торжествует! О шинах Viatti и не только 20](https://static3.car.ru/uploaded/2018/10/31/1340/650_245ec2f3c282c81452e674f417964fc3_0ffbe08cf8f20fd8866f8fa67d2016e3.jpg)
Впрочем, в Нижнекамске нас, прежде всего, интересовало производство и то, какой же должна быть шина для настоящей русской зимы. Но история с лосем, уже с долей юмора по прошествии времени, упомянутая при разговоре в НТЦ «КАМА», несколько сместила акценты заготовленных дома вопросов…
Источник: https://car.ru/news/automobili/32720-zima-protektor-torzhestvuet-o-shinah-viatti-i-ne-tolko/