Познакомиться с реальным участником щекотливой ситуации, в которой выручили шины, а тем более узнать их точную марку и модель практически нереально. Чаще всего подобные истории обрастают невероятными подробностями и превращаются в гаражные байки. Но нам повезло. Такой водитель неожиданно нашелся среди сотрудников Научно-технического центра «КАМА» шинного комплекса KAMA TYRES, известного, в частности, по бренду Viatti.
Все, на первый взгляд, совершенно банально для России. Зима, вечер, заснеженная трасса, проходящая через лес, пара машин идущих в сотне метров друг за другом… и лось, выбежавший на дорогу и потерявшийся в свете фар. За рулем одного из этих автомобилей была наша сегодняшняя рассказчица. Все что она успела сделать - утопить педаль тормоза в пол. Когда стрелка спидометра застыла на нуле, первая мысль была о том, что неожиданной «встречи» удалось избежать. Вторая: «А не зря мы, все же, столько корпим над этими шинами…». Легковушка была на шипуемых Viatti Brina Nordico.
В счастливом конце данного происшествия, помимо шин, множество моментов: от соблюдения водителем дистанции до настройки тормозной системы автомобиля. Да, конечно, некорректно говорить о том, что только конкретная марка и модель шин однозначно спасла ситуацию. Но ясно одно: «обувь» была по сезону и качественной. В нижнекамском НТЦ «КАМА», предприятии шинного комплекса KAMA TYRES, в это понятие вкладывают многое.
Линейку зимних шин Viatti проектировали параллельно с летней. Первоначально стояла задача создать шины для автомобилей среднего ценового сегмента: скоростных и маневренных, получивших в России немалую популярность. Потому было решено сделать унифицированный силовой каркас шины для лета и зимы. Чуть позже похожие решения были применены для внедорожного и легкогрузового сегментов. Такая схема позволила не только быстро переориентировать производство, но и сохранять конкурентоспособную цену продукта на рынке.
Есть и еще один нюанс. Каркас шины, или основа - то есть силовая часть покрышки пневматической шины изначально рассчитывался с большим запасом прочности, применительно к российским, далеко не идеальным дорогам. А еще с прицелом на то, что шинами у нас пользуются долго, почти до предельного износа рисунка протектора. Причем, чаще всего, имея единственный комплект дисков для зимы и лета.
На одном из участков огромной производственной линии предприятия шинного комплекса KAMA TYRES, которое мы недавно посетили, нам показали процесс изготовления бортовых колец. Тех самых элементов, отвечающих за плотное прилегание шины к диску и ее неподвижность на нем. Они формируются из стальной проволоки покрытой латунью и многократно обрезиненной специальной резиновой смесью. Процесс, между прочим, называют флиппированием. Так вот, помимо штатных нагрузок во время движения, бортовые кольца шин Viatti без проблем выдерживают десятки «переобувок».
Не меньшие нагрузки испытывают брекер шины и ее боковины. Технология их изготовления отрабатывалась годами, причем специалисты KAMA TYRES использовали не только свои ноу-хау, но и как принято в отрасли перенимали опыт ведущих мировых шинных компаний. В итоге для большинства шин Viatti остановились на оптимальной силовой схеме: каркас, состоящий из одного или двух слоев корда из полиэстера, и брекер имеющий два стальных, и один нейлоновый слой. Причем все нити слоев брекера располагаются под разными углами относительно друг друга. Такая технология обеспечивает максимальную прочность и стойкость к деформации на высоких скоростях. Естественно, все перечисленные компоненты от проверенных и сертифицированных поставщиков, в основном российских.
А вот боковине положены слои корда из полиэстера. Вполне логичным был бы вопрос: «А почему в ней нет металла? Ведь удары о бордюры и возникающие вследствие этого грыжи не редкость…». Дело в том, что если усилить легковую шину проволокой в зоне боковины, она, во-первых, утяжелится, во-вторых, будет чрезмерно жесткой и не обеспечит должный комфорт при эксплуатации автомобиля.
Впрочем, на KAMA TYRES выпускают и цельнометаллокордные шины для грузовиков, протектор которых можно двукратно восстанавливать. Но это отдельная, сугубо специализированная история.
Самое главное помещение на заводе - цех резиносмешения. Новенький, модернизированный в 2018 году, сияющий желтой и зеленой краской - именно такие цвета выбрали сами сотрудники предприятия. Смесей, в составе которых натуральный и синтетические каучуки, сера, углерод, многочисленные пластификаторы, а для протекторов зимних шин и знаменитая силика, или попросту диоксид кремния, этот гигант производит не одну тонну. Включая базовые или маточные и финишные резиновые смеси - те, которые идут на формирование протекторной ленты.
Вообще резиносмесителей в цехе, который, по сути, является мини-заводом - три, каждый из которых произведен в Германии по самым современным стандартам. Суммарный объем выпускаемой проукции - 30 тысяч тонн в год.
В НТЦ «КАМА» считают, что идеальные шины по всем параметрам, будь то шипуемые или фрикционные, в принципе возможны, но каждая серийная зимняя модель - это компромисс. Если для летних линеек Viatti все проще: в чисто легковом сегменте - это работа шины на сухом и мокром асфальтах при положительных температурах, то зимние требуют особого подхода.
Помимо того, что эти шины эксплуатируются в условиях низких температур, а зачастую и их перепадов, протектору приходится справляться как с водой, так и снегом в рыхлом и укатанном видах, льдом… Которые зачастую могут присутствовать на асфальте в различных соотношениях. При этом разработчики повторяют, что особый силовой каркас для зимних шин не требуется. Нужен лишь правильный рисунок протектора вкупе с соответствующей резиновой смесью.
Вся зимние шины Viatti изначально спроектированы на сохранение сцепных свойств и эксплуатацию в диапазоне температур от -45 до +10 градусов. Никакой предварительной подготовки, например, «обмять» шины на малой скорости во дворе, перед выездом на дорогу, не требуется. Завел двигатель и поехал. Шина будет работать сразу, даже если автомобиль провел несколько ночей на лютом холоде.
Но дело не только в температурах, а еще осадках и состоянии дорог. Фрикционная или нешипуемая шина, как принято говорить на заводе, прекрасно справляется с асфальтом, рыхлым или плотно укатанным снегом. Рисунок протектора таков, что развитые блоки, разделенные широкими канавками рассчитаны на эффективную самоочистку. В то же время многочисленные ламели, благодаря эластичной резиновой смеси на основе диоксида кремния, разработанной специалистами KAMA TYRES, обеспечивают надежное сцепление в пятне контакта, если только под ним не голый лед. То есть, если автовладелец проживает на юге страны, в климате с мягкой зимой или в крупных городах с эффективными коммунальными службами - такие шины можно смело использовать.
Viatti в нынешнем сезоне предлагает три модели фрикционных шин или, в просторечии, «липучек».
Первая из них Viatti Brina для легковых автомобилей. В арсенале свойств асимметричный, традиционный для многих европейских брендов рисунок протектора, 31 типоразмер с посадочным диаметром от 13 до 18 дюймов, конструктивно обусловленное удаление воды и снега из пятна контакта, боковина переменной жесткости, подстраивающаяся под особенности дорожного покрытия.
Для кроссоверов и внедорожников существует модель Viatti Bosco S/T - представлена в 20 типоразмерах от 15 до 18 дюймов. С учетом вседорожного использования, сцепные свойства на рыхлом снегу, грязи, у Bosco S/T очень высокие, в соответствие с назначением автомобиля.
Для коммерческого транспорта предназначена шина Viatti Vettore Brina:13 типоразмеров от 14 до 16 дюймов - этого вполне достаточно, чтобы обеспечить потребности владельцев большинства микроавтобусов и легких грузовиков. От легковых моделей она унаследовала большое число ламелей и блоков, наиболее эффективных при снежной, мягкой зиме. В то же время рисунок протектора ненаправленный, грузовой, и, благодаря двухслойной конструкции, шина имеет повышенную грузоподъемность.
Для всех остальных регионов с частыми гололедами, чередованием оттепелей и снегопадов, да и вообще при частых выездах за город - лучше выбирать шипуемые модели. Состав резиновой смеси протектора в них несколько иной, нежели во фрикционных шинах. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью прочного удержания шипов.
Вообще, мало кто себе представляет, что же такое шип в действительности, а уж тем более как он крепится в шине. Конструкций немало, но на KAMA TYRES применяется одна, оптимальная на инженерный взгляд, с цилиндрической твердосплавной вставкой. Нюанс в том, что корпус такого шипа может быть как алюминиевый, для легковых и кроссоверных шин, так и стальной - для легкогрузовых, что обусловлено повышенными нагрузками.
Весь процесс придания шине «ершистого» вида на станках-полуавтоматах, а их в цехе несколько десятков, занимает пару минут. Станок работает по принципу знакомого многим пневматического ружья, только в качестве пулек используются шипы, которые непрерывно подаются в подобие ствола. Благодаря форме, напоминающей бокал на ножке с чуть расширенным основанием, шип надежно садится в гнездо, полученное при вулканизации шины.
Как и в случае с фрикционными зимними конструкциями, Viatti выпускает три шипуемые модели. Для легковых автомобилей это асимметричная Viatti Brina Nordico. При посадочном диаметре 13-18 дюймов у нее 31 типоразмер и в зависимости от каждого 88-105 шипов. Многие работники завода используют для личного транспорта именно этот вариант.
Еще один, обеспечивающий повышенную проходимость и курсовую устойчивость самому востребованному сегодня в России сегменту кроссоверов и внедорожников - Viatti Bosco Nordico. Обладая всеми характеристиками Viatti Bosco S/T шина, благодаря 102-128 шипам в зависимости от каждого из 20 типоразмеров, удерживает заведомо тяжелые автомобили даже на ледяной корке. По словам сотрудников завода при разработке данной модели использовался скандинавский опыт.
На микроавтобусах и легких грузовиках шипуемую резину увидишь не часто. Тем не менее завод предлагает и такой вариант. Viatti Vettore Inverno рекомендуются при междугородних перевозках, а также в местах где не используют химические реагенты для борьбы с гололедом. В линейке 13 типоразмеров от 14 до 16 дюймов.
После ошиповки способности протектора удерживать автомобиль даже на наледи заметно возрастают. Что, в общем-то, и произошло в случае с сотрудницей НТЦ «КАМА». Только следует помнить, что чем меньше износ у зимней шины, тем эффективнее она работает. Возраст и пробег не щадит даже самую качественную продукцию. Лишенные шипов блоки, как правило, от излишне активных стартов и торможений, и протектор, изношенный до глубины рисунка в 4 мм, едва ли окажут какую-либо помощь в критической ситуации.
Но есть и принцип «разумной достаточности». В мегаполисах со снегоуборщиками, в южных районах страны, в местах, где снег не превращается в лед, шипуемые шины едва ли нужны. Со снегом и мокрым асфальтом прекрасно справится агрессивный протектор и его мягкие ламели. Более того, шипы в случае с асфальтом не только быстро сотрутся, но и удлинят тормозной путь. Не говоря уже о том, что происходит усиленный износ дорожного полотна. Вам еще не надоели ежегодные перекладки асфальта в городах?
Впрочем, в Нижнекамске нас, прежде всего, интересовало производство и то, какой же должна быть шина для настоящей русской зимы. Но история с лосем, уже с долей юмора по прошествии времени, упомянутая при разговоре в НТЦ «КАМА», несколько сместила акценты заготовленных дома вопросов…
Источник: https://car.ru/news/automobili/32720-zima-protektor-torzhestvuet-o-shinah-viatti-i-ne-tolko/