В 2018 году исполняется 45 лет Нижнекамскому шинному заводу — дочернему подразделению шинного бизнеса ПАО «Татнефть». Один из его высокотехнологичных брендов — Viatti год от года завоевывает все большее число приверженцев, как в России, так и за рубежом. Тем не менее, до последнего времени марка оставалась в тени именитых конкурентов… Об истории бренда, его успехах на отечественном и зарубежных рынках порталу «АвтоВзгляд» рассказывает заместитель генерального директора по маркетингу ТД «КАМА» Андрей БУТОН
– Об истории Viatti известно совсем немного: итальянское название, современный дизайн и характеристики… Что кроется за всем этим?
– В начале 2000-х годов в России получил широкое развитие среднеценовой автомобильный сегмент. Однако хорошо известные, неприхотливые и надежные шины «КАМА» ПО «Нижнекамскшина», которыми комплектовались вазовские модели, уже не удовлетворяли владельцев более совершенных и технически сложных автомобилей. Руководством головной компании «Татнефть» была поставлена задача: выполнить пожелания и этой категории покупателей, выйдя на рынок с принципиально новой продукцией.
Научно-технический центр (НТЦ) «КАМА» разработал модельный ряд и спецификации шин, некоторые из которых были созданы в партнерстве с известным итальянским производителем. Позже было закуплено новейшее зарубежное оборудование, в частности роботизированные линии, идентичные или аналогичные тому, что используют многие международные шинные производства. Да, это дорогое удовольствие, но оно того стоило.
Как результат — появление первой партии новых шин в 2009 году. Каким бы ни было название, мы с гордостью констатируем, что шины Viatti — наш, отечественный продукт со своим, «фирменным» составом резиновой смеси, производственными тонкостями, аутентичными характеристиками и, конечно же, дизайном.
– По сути компания применила максимально клиентоориентированный подход...
– Все верно, только тут есть нюансы между розничными продажами, и поставками шин автомобильным компаниям. Мало кто в курсе, что требования автозаводов к шинам первой комплектации на порядок выше тех, которые предъявляет покупатель в розничной сети и, прежде всего, в плане безопасности для водителя непрофессионала.
Любой автопроизводитель предварительно тестирует свои автомобили с различными маркерными шинами. На них нет названий, только индексы, дабы исключить предвзятость. Так вот, после таких испытаний мы точно знаем, что Viatti по каким-то параметрам превосходит зарубежные образцы среднего ценового сегмента, по каким-то находится на их уровне.
Следует понимать, что в идеале под каждую конкретную марку и модель автомобиля нужно подбирать свою шину, как делают многие автозаводы заказывая омологированные шины. Плюс делать поправку на собственный стиль вождения, внешние факторы эксплуатации и много чего еще.
Так что универсальная, например, для седанов или кроссоверов шина, идеальная по всем характеристикам, это скорее миф. Да и цена такого изделия будет куда выше средней. Тем не менее, по живучести, надежности, безопасности и прочности Viatti, особенно это касается боковин, — в разы лучше многих конкурентов.
– Успех любого производства не только в современном оборудовании, но и качественных комплектующих. Откуда поставляется каучук, углерод, кордовые материалы? Как организована система контроля за качеством?
– Натуральный каучук импортируем из стран Юго-Восточной Азии, синтетический — наш, от ПАО «Нижнекамскнефтехим», углерод тоже нашего производства. Кордовая ткань и нить от разных поставщиков, в частности, турецких, металлокорд — белорусский. Только прежде, чем попасть на производство, любой из этих компонентов проходит жесточайшую проверку и омологацию в нашем НТЦ. Перед поставкой на линию — еще одна инспекция для каждой партии.Внутренний контроль для каждой шины есть практически на каждом этапе изготовления. Приборов для динамических и статических испытаний также немало, включая и рентгеновские аппараты. Если шина выходит за заданные параметры, то при невозможности доработки она утилизируется.
Для поставок на автозаводы дополнительно используется и визуальный метод проверки, исключающий едва видимые эстетические погрешности: царапины, недостаточно четкую маркировку, наплывы. На характеристики они не влияют, тем не менее, требования для первичной комплектации предельно строгие.
– На какие автозаводы поставляются шины Viatti?
– Мы тесно сотрудничаем как с российскими, так и зарубежными автопроизводителями, имеющими собственное производство в России — поставляем шины для первичной комплектации. В настоящее время ведутся переговоры и с другими иностранными компаниями. Правда, будущие партнеры предъявляют требования несколько жестче: шина должна быть в сборе с диском. Впрочем, мы готовы и к таким условиям поставок. В нашем регионе есть производитель колесных дисков.
– Один из показателей конкурентоспособности продукции — экспорт. Каковы объемы продаж за рубеж Viatti?
– При объеме производства в 2017 году в 2 млн. шин, на экспорт ушло около полумиллиона. Это почти все страны СНГ, Болгария, Румыния, Чехия, Словакия, Литва, Сербия, Босния, Венгрия, Германия и Исландия, в которой, например, одно из предприятий, сдающих автомобили в аренду, перешло на зимние шипованные шины Viatti. Вообще продажи в страны Скандинавии мы осуществляем через бельгийскую Deldo — в этом году планируем поставить этой компании порядка 30—50 тысяч нижнекамских зимних шин. Есть готовность и североамериканского рынка для поставок Viatti, причем как летних, так и зимних моделей.
– Существует ли у производства обратная связь с потребителем?
– Раз в полгода мы проводим анкетирование дилеров. Помимо стандартных оценок по удовлетворенности продукцией розничного клиента, мы отслеживаем предложения, как по расширению ассортимента, так и по качеству. В первом случае речь идет о новых типоразмерах шин, которые мы сможем запустить.
С качеством Viatti на сегодняшний день проблем нет. По крайней мере, претензий от дилеров к нам до сих пор не поступало. Впрочем, конечный потребитель может обратиться или по телефону «Горячей линии» или написать запрос на официальном сайте Viatti.
– Каков ресурс шин Viatti?
– При интенсивной эксплуатации около 50 тысяч километров. Но нужно помнить, что шина имеет свойство стареть. При том, что она может выглядеть как новая, ее характеристики по истечение 5—6 лет с момента выпуска будут совершенно иными, особенно при попадании прямых солнечных лучей.
Для зимних шин это 3—4 сезона. Постоянные перепады температуры, влажности — все, что свойственно нашему климату, крайне негативно сказываются на долголетии продукта. Вне зависимости от марки. Стоит учитывать еще один момент. Международные стандарты в отношении шин четко определяют их минимальные сцепные характеристики на сухом и мокром покрытиях. Мягкая шина имеет лучшие показатели, но ее ресурс меньше, чем у более жестких моделей.
– Как часто происходит смена модельного ряда?
– На сегодняшний день ассортимент шин включает 8 линеек — всего около 370 SKU (товарных позиций), перекрывающие практически все основные категории автомобилей, включая и легкогрузовые. На это есть объективные причины, связанные, в частности, с продолжающейся модернизацией производства, отдельные участки которого выпускают и другие бренды шин.
Уже 23 мая мы запустим новейший цех по подготовке резиновой смеси. В ближайшей перспективе с 2020 года произойдет смена текущей линейки, и далее модельный ряд будет обновляться раз в три года.
Источник: https://www.topof.ru/news/2018/04/andrej-buton-o-kachestve-i-perspektivakh-shin-viatti