Наиль Маганов: «Шины, которые выпускает наш завод, я ставил на свои личные автомобили»

«Татнефть» задумала вывести Viatti в средний ценовой сегмент и «разъехалась» с АвтоВАЗом
24,2 млрд. рублей будет вложено в шинный комплекс «Татнефти» в ближайшие 10 лет, объявил шинным дилерам гендиректор компании Наиль Маганов. Результатом должен стал рост EBITDA комплекса в пять раз. Почему «Нижнекамскшина» перестанет обувать АвтоВАЗ, но по-прежнему рассчитывает на «КАМАЗы», а также какую маркетинговую политику Viatti ждут продавцы бренда, на конференции ТД «Кама» узнала корреспондент «БИЗНЕС Online».

ТАТАРСКИЕ ШИНЫ ПОКАТЯТСЯ В ЕВРОПУ
«Я, конечно, не специалист в шинах, но шины торгового дома «Кама», которые выпускает наш завод, я ставил на свои личные автомобили и служебные тоже», — такими словами открыл конференцию для дилеров нижнекамских шин гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов. Конференция прошла в казанском «Корстоне». Более 80 дилеров шинного комплекса впервые встретились в столице Татарстана — до этого они ежегодно собирались в Казахстане, Армении, Грузии. На этот раз «Татнефть» презентовала им программу развития шинного комплекса до 2025 года, а дилеры обсуждали маркетинговую и ценовую политику татарстанской автообуви и планы продаж.
А у шинников Татарстана оказалось много новостей. Как рассказал на конференции директор ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» Анвар Вахитов, причиной тому — новая стратегия развития группы компаний «Татнефть» до 2025 года, принятая в прошлом году и нацеленная на удвоение стоимости всей ГК в долларовом эквиваленте. Согласно этому документу, показатель EBITDA к 2025 году составит 14,5 млрд. рублей.
Для этого не обойтись без роста производственных мощностей. «Стратегия развития шинного комплекса подразумевает увеличение объемов реализации до 16 миллионов штук шин», — рассказал дилерам Вахитов. Это в полтора раза больше, чем сейчас. В 2016 году комплекс произвел 11,5 млн. штук шин, в том числе 7,1 млн. легковых шин, 1,5 млн. легкогрузовых, 1,6 млн. грузовых и 1 млн. цельнометаллокордных. Их продают в основном в России, небольшие объемы уходят в страны СНГ.
«Доминирующим рынком остается внутренний рынок — он для нас и самый объемный, и самый эффективный, — рассказал исполнительный директор ООО „Торговый дом „Кама“ Рафаил Бадретдинов. — Мы увеличили экспортный рынок в странах СНГ — так сложилась ситуация, мы провели удачные действия в Казахстане и Украине. Хотим увеличить присутствие на рынках дальнего зарубежья. Буквально на днях мы заключили договор с крупнейшим игроком европейского рынка — Delta, и уже есть одна пилотная заявка, равная примерно всем объемам наших продаж на дальнем зарубежье».
В последние годы наблюдается уменьшение объемов производства автомобилей, что привело к снижению поставок на первичную комплектацию, — отметил на конференции Бадретдинов. — В то же время радует ситуация, которая складывается с нашим стратегическим соседом — КАМАЗом, здесь наблюдается рост, есть понимание».
Присутствовавший на конференции директор центра закупок КАМАЗа Виктор Бурасов не преминул уточнить, не намерены ли шинники в принципе снижать объемы, идущие на комплектацию новых авто, — это беспокоит челнинского автогиганта, равно как и растущие цены на резину. «Такой задачи мы не ставим, наоборот, будем наращивать», — успокоил его Бадретдинов.

«МЫ СНИМАЕМ С ПРОИЗВОДСТВА «КАМА ЕВРО» И БУДЕМ РАЗВИВАТЬ VIATTI»
Чтобы угнаться за конкурентами мирового масштаба — Michelin, Yokohama, Bridgestone, — «Татнефти» придется серьезно поработать над своим продуктом. По словам Вахитова, нижнекамские шинники делают ставку на грузовые цельнометаллокордные шины (ЦМК) и относительно новый бренд легковых шин Viatti. Первые ЦМК-покрышки, напомним, были выпущены в 2010 году на основе технологий Continental. По плану, к 2025 году на долю двух этих видов шин должно приходиться не менее половины всей реализации торгового дома «Кама».
В перспективе шины Viatti должны вообще вытеснить «Кама Евро» из легкового сегмента. «Мы снимаем с производства старые модели „Кама Евро“ и будем развивать Viatti. Инвестиции в первую очередь будут направлены на техническое перевооружение завода, чтобы увеличить производство шин Viatti до уровня 5,9 миллиона штук в год», — объяснил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор УК «Татнефть-Нефтехим».
«Татнефть» инвестирует в свой шинный комплекс 24,2 млрд. рублей в ближайшие 10 лет. Они пойдут не только на перепрофилирование производства с «Кама Евро» на Viatti, но и на модернизацию собственного выпуска резиновых смесей, которые улучшат прочность автообуви. «По его итогам увеличим производство резиновых смесей на 30 тысяч тонн в год. В настоящее время проведены демонтажные работы, закуплено и монтируется оборудование. Все идет по графику, первые смеси получим в середине лета. В этом году выйдем на полные производственные мощности», — рассказал Вахитов.

«VIATTI НЕДООЦЕНЕНЫ!»
Самый большой вызов для «Нижнекамскшины» на этом пути — выстроить грамотную маркетинговую политику. «Мы намерены существенно увеличить маркетинговую ценность, — пообещал дилерам Маганов. — Разработана маркетинговая и рекламная кампания. Мы просим вас покритиковать ее, чтобы мы улучшили наши взаимные выгоды».
Сейчас, рассказал Бадретдинов, Viatti широко рекламируется на «Матч ТВ»: бренд интегрирован в ключевые программы и спортивные трансляции. В ежедневном режиме виртуальная шина Viatti появляется в программе «Все на матч», «Бой в большом городе» и в выпусках новостей. А в спортивных передачах — в программе «Непарное катание», трансляциях чемпионата мира по хоккею – 2016, трансляции биатлона. «Согласитесь, что на таком фоне шины Viatti продавать можно», — заметил Бадретдинов.
Правда, дилерам всегда хочется большего. «Нам нужно кино!» — объявил директор ООО «Шторм авто» Павел Буря: по его мнению, ролики о качестве татарских шин должны быть у всех на виду и на слуху. Помимо маркетинговых новшеств, дилеры попросили главу «Татнефти» дать мотивационные программы по продажам. «В России происходит падение рынка шин, кризис по стране, падение продаж, но в нашем портфеле бренд „Кама“ растет. Три года назад мы усиленно начали заниматься этим брендом, причем в ущерб некоторым другим. В настоящее время мы так же продаем большой объем заказов, но коммерческая привлекательность этих шин на сегодняшний момент немножко упала», — аккуратно высказался гендиректор ООО «Север Авто М» Сергей Беляк. «Изменение ценообразования, параллельные каналы поставки», — уже прямо добавили коллеги.
А вот что действительно, по их словам, привлекает клиентов, так это дополнительные бонусы — например, в Казахстане хорошо сыграли акции гарантии на шины на три-четыре года и бесплатный шиномонтаж. «Это была бомба для Казахстана», — рассказал местный дилер «Камы». Однако, как он утверждает, клиенты недовольны ассортиментом Viatti — для легковых кроссоверов, например, Renault Logan, нет больших размеров. «Ценник шикарный, а размеров не хватает», — посетовал дилер.
На чем сошлись производители и продавцы шин: «Татнефть» пообещала внедрить общемировую практику соинвестирования в ретейл, площадки по продажам авто (такая программа, к примеру, есть у французского Michelin). «Мы готовы инвестировать в ваши бизнес-идеи, — объявил гендиректор «Татнефти». — Открыть два-три магазина не проблема».
Со своей стороны он поставил цель — вывести бренд Viatti из ценового сегмента С, куда он скатился, в средний сегмент В. Пока же цены на эти принципиально разные виды шин на магазинных полках очень близки, заметил Маганов. «Первые два сезона продукция в сегменте С встала на полки шикарно. Потом надо двигать ее в сегмент В, — спросил он партнеров. — У нас оборудование не хуже, чем у других производителей. Но Viatti оказался недооценен».
Что ж, удастся ли шинникам показать класс не только в производстве, но и на ниве маркетинга, покажет время.


Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/342925